- КОСМИЗМ РУССКИЙ
- – мировоззренческое направление в русской философской и естественнонаучной мысли конца Х1Х-начала XX в. Общим во взглядах его представителей является стремление понять космос и человека как единую систему. Причем в этом единстве человеку отводится ведущая роль, он осуществляет преобразование космоса на разумных началах. Особенностью его являются: 1) рассмотрение мира, космоса и человека как единого целого; 2) эволюционное понимание космоса на основе творческой активности человека и его преобразовательной деятельности; 3) признание роли науки в преобразовании космоса; 4) подчёркивание необходимости объединения усилий всех людей планеты, «соборность» человечества; 5) преодоление смертности человечества в результате освоения космоса; 6) утверждение роли любви как связующей и преобразующей силы. В отечественном космизме выделяют: религиознофилософский космизм (Н.Ф. Фёдоров, В.С. Соловьёв, Н.А. Бердяев и традиции Всеединства); естественнонаучный (Н.А. Умов, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, В.И. Вернадский, Н.Г. Холодный); художественно-поэтический (В.А. Левшин, С.П. Дьячков, В.П. Одоевский, А.В. Сухово-Кобылин). Основоположником русского космизма является Николай Фёдорович Фёдоров, который оценивал мир с религиозных позиций. Как христианский мыслитель, он вдохновился евангельским сюжетом о спасительной миссии Иисуса Христа, после которой, по мнению Фёдорова, земной мир получил возможность совершенствования и победы над смертью. Оригинальность этой точки зрения в том, что она сочетает веру в религиозное преображение мира с убеждением о его гармонизации посредством науки и техники. «Регуляция природы» по Фёдорову предполагает как управление метеорологическими процессами, так и в перспективе корректировку движения планет, перевод их на оптимальные (для людей) орбиты. При этом он утверждал, что во Вселенной царствует хаос, разрушение, смерть. Их торжество – результат действия слепой силы природы, а стала она слепой потому, что человек, совершивший грехопадение, относится к природе утилитарно. Первыми проявлениями человеческого сознания Фёдоров считал постижение смертности, скорбь по умершим и чувство виновности. Именно неприятие «смерти отцов» оценивалось им как родовая черта человека, а неспособность смириться со смертью – как движущая сила истории. Её целью и смыслом поэтому оказывалась «патронификация», т.е. достижение бессмертия для всех когда-либо живших поколений, воскрешение предков «в духе и плоти». Однако в фактической истории отсутствуют попытки воскрешения, в обществе царствуют «небратство», «неродственность». Это значит, что необходим переход к новому, проективному этапу истории. Смысл данного этапа – активная практическая деятельность, направленная на: а) достижение бессмертия и воскрешения; б) утверждение родственных отношений между людьми; в) регуляцию природы, то есть превращение её в дружественную, не несущую смерти силу. Такая деятельность оценивалась Фёдоровым как «общее дело», в котором должно объединиться все человечество – ученые и неученые, верующие и неверующие. Регуляция природы означает, что человек перейдет от утилизации природы к овладению ею. Он будет использовать атмосферные процессы и новые источники энергии, научится управлять движением планет и звездных систем. И, конечно, человеку предстоит населить все миры, а то, что жизнь возникла на одной планете – Земле, как раз и обеспечит родственность будущих обитателей Вселенной. Преобразованная в соответствии с нравственными принципами, она превратится из хаоса в космос, сознание станет силой, управляющей эволюцией. Это будет означать переход к новому, сознательному, этапу развития мира. Именно с Фёдорова в русской мысли появляется идея освоения космоса, которая была развита его учеником К.Э. Циолковским, одним из основателем космонавтики. Другим представителем русского космизма был учёный-энциклопедист В.И. Вернадский, создавший учение о нарастании сил разума во Вселенной и образовании ноосферы. Идеи Фёдорова непосредственно повлияли на художественное творчество В. Брюсова, М. Горького, М. Пришвина, А. Платонова и др.
Философия науки и техники: тематический словарь. — Орёл: ОГУ. С. И. Некрасов, Н. А. Некрасова. 2010.